Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность, особенности и структура административно-правовых отношений 6
§ 1.Понятие и содержание административно-правовых отношений 6
§ 2. Разграничение административных и других правовых отношений 10
§ 3. Структура административно-правовых отношений 14
§ 4. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений 17
ГЛАВА 2. Классификация административно-правовых отношений, и их виды 20
§ 1.Классификация административно-правовых отношений 20
§ 2.Виды административных правоотношений 21
§ 3.Административные правоотношения (на примере деятельности органов внутренних дел) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В общем и целом категория административно-правового регулирования в самом обобщенном виде определяет социальное предназначение, служебную роль права в качестве одного из наиболее важных организационных факторов в механизме социального управления процессами общества. В правовой литературе достигнуто практически единодушное понимание административно-правового регулирования в качестве комплекса разных средств и форм правового воздействия государства на поведение участников общественных правоотношений, которое осуществляет в интересах всего общества либо конкретного коллектива для того, чтобы подчинить поведение некоторых субъектов регламентированному в обществе правопорядку.
Административные правоотношения по собственной сущности, как и иные разновидности правовых отношений в разных правовых отраслях, наравне с методом и предметом, можно признать фундаментальной основой. Это своеобразная отправная точка в исследовании административной правовой отрасли.
По этой причине при исследовании данной правовой отрасли требуется, в первую очередь, уделить свое внимание для тщательного и детального исследования этого вопроса, иначе могут образоваться большие трудности при исследовании соответствующих вопросов административного права в дальнейшем.
Проблема данных отношений всегда обладает остро дискуссионным характером, притом переход механизма управления государством к условиям рыночной системы экономики еще в большей мере усиливает данное качество (производительная свобода, рынок в его истинно экономической сущности, система регулирования государства в новых условиях и т.д.).
Административное право главным образом направлено на регулирование отношений в сфере исполнительной власти; практически все административно-правовые институты предметно показывают содержание правового влияния на организацию и деятельность исполнительной власти в России. Поэтому в настоящее время перед административным правом встают весьма трудные задачи обеспечения публичных интересов, прав и свобод, поддержание режима законности в государстве и обществе.
Основными проблемами, с точки зрения многих правоведов, являются в настоящее время такие институты административного права, как административный процесс, административная юстиция и правовые акты управления. Именно в них проявляются главные ошибки, противоречия, упущения и правонарушения.
Исходя из этого, необходимо признать, что правильное определение административно-правовых отношением является необходимой основой для преодоления этих противоречий, так как они являются краеугольным камнем всей системы административного права. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
Таким образом, уяснив суть административно-правовых отношений, можно продвинуться дальше в разрешении противоречий в современной системе административного права.
Объект исследования – административные правоотношения как элемент механизма административно-правового регулирования.
Предмет исследования – особенности административных правоотношений как структурного элемента административно-правового регулирования.
Цель данной работы – комплексное исследование административно-правовых отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и содержание административно-правовых отношений;
2) провести разграничение административных и других правовых отношений;
3) рассмотреть структуру административно-правовых отношений;
4) исследовать основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений;
5) привести классификацию административно-правовых отношений;
6) изучить виды административных правоотношений;
7) рассмотреть особенности административных правоотношений (на примере деятельности органов внутренних дел).
Методологическую основу исследования составили исторический и логический, анализ и синтез, и частно-научные методы - логико-формальный, статистический.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Сущность, особенности и структура административно-правовых отношений
§ 1.Понятие и содержание административно-правовых отношений
Административные правоотношения – это урегулированные положениями административного права отношения в обществе, которые складываются в области деятельности органов исполнительной власти.
Административные правоотношения прямо связаны с реализацией на практике функций, задач и полномочий органов исполнительной власти при осуществлении государственно-управленческой деятельности. Данная их особенность накладывает некоторый отпечаток на поведение всех участников подобных правоотношений; их права и обязанности неизбежно связаны с реализацией на практике исполнительной власти на местном уровне и в центре. Интересы иного рода, небезразличные для общества и государства, обеспечиваются, если у них существует четко выраженная специфика, в пределах других правоотношений. По этой причине определяющий признак административных правоотношений заключается в том, что они формируются по большей части в области общественной и государственной жизни – в области управления государством.
Следует также отметить, что административно-правовые отношения можно охарактеризовать определенным субъектом. В качестве одной стороны выступает официальный либо уполномоченный субъект исполнительной власти .
Другими словами, несмотря на то, что в административных правоотношениях на практике могут принимать участие разные стороны, в них всегда существует обязательная сторона, без которой подобного рода отношения не формируются. Подобный признак можно наблюдать в административных правоотношениях в качестве прямого действия властной юридической природы государственно-управленческой деятельности. К примеру, гражданин не может в такой роли выступать, хотя и признается потенциальным участником самых различных административных правоотношений.
Административные правоотношения выступают в качестве одного из видов правовых отношений вообще, именно по этой причине они обладают всеми характерными для них признаками.
Одновременно они также обладают своими отличительными особенностями:
1)комплекс прав и обязанностей сторон этих отношений является асимметричным, она непосредственно связан с деятельностью органов исполнительной власти государства и иных субъектов исполнительной власти;
2)одной из сторон в данных правоотношениях всегда является субъекта административной власти (к примеру, должностное лицо, орган, негосударственная организация, которые наделены государственными полномочиями властного характера);
3)эти отношения зачастую образуются по инициативе одной из сторон;
4)при нарушении нормы административного права нарушитель будет нести ответственность перед государством;
5) споры между сторонами разрешаются, обычно, в административном порядке.
Имеется существенное многообразие административных правовых отношений управленческого характера.
В зависимости от целей деятельности все правоотношения могут иметь охранительный либо регулятивный характер; самая известная разновидность охранительных – это деликты.
По составу участников правовые отношения принято делить на внеаппаратные и внутриаппаратные. В первом случае обязательный субъект (звено аппарата, носитель административной власти) вступает в правоотношения с иными звеньями аппарата (служащими, органами и т.д.). Во втором случае обязательный субъект вступает во взаимодействие с физическими лицами, учреждениями, предприятиями государства и негосударственными организациями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022)// Российская газета, N 256, 31.12.2001
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
5. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) О приватизации государственного и муниципального имущества (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета, N 16, 26.01.2002
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) О полиции // Российская газета, N 28, 10.02.2011
II.Научная и учебная литература:
1. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.
2. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / М. В. Костенников [и др.]; под редакцией М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 521 с.
3. Административная деятельность полиции : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / О.В. Зиборов [и др.]. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 688 c.
4. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. 356 с.
5. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
6. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 328 с.
7. Зубач А. В. Административное право. Учебник. — М.: Юрайт. - 2019. - 530 с.
8. Коробова Е.Г. Административное правоотношение в системе правоотношений // Журнал «Актуальные проблемы публичного права: вопросы теории и практики». - 2018. - С. 170-176
9. Криволапова Я.К. Содержание, структура и иные особенности административно-правовых отношений на современном этапе // Журнал «Академическая публицистика». - 2019. - № 11. - С. 200-204.
10. Липинская А.М. Предпосылки, необходимые для возникновения административных правоотношений // Актуальные проблемы развития государства и права. Сборник научных статей. - 2021. - С. 87-90.
11. Лупарев Е. Б. Административные правоотношения как системообразующий элемент публичных правоотношений // Журнал «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал».-2018. – 480с.
12. Макарейко Н. В. Административное право: учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 144
13. Маркелов А.А. Особенности, присущие административным правоотношениям // Журнал «Интеграция наук». - 2017. - № 5 (9). - С. 14-16
14. Мигачев Ю. И. Административное право: учебник / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт. - 2018. — 456 с.
15. Мирошниченко С.А., Працко Г.С. Административно-правовые отношения // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник научных статей. - 2018. - С. 36-38
16. Невмеенко А.И. Понятие и элементы административно-правовых отношений // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник научных статей. - 2018. - С. 180-184.
17. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.
18. Панферкина И.С., Кочетова В.П. Роль и место административных правоотношений в системе публичных правоотношений // Журнал «Инновационное развитие». - 2017. - № 1 (1). - С. 22.
19. Подымова И. С. Сущность административно-правовых отношений // Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 278-279
20. Попова, Н. Ф. Административное право: учебник и практикум / Н. Ф. Попова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
21. Ромжаева Е.В., Ерёмина О.А. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений в деятельности органов внутренних дел // Журнал «Свобода и право Сборник статей XX Международной научной конференции». -2019. - С. 12-15.
22. Саидбоева М.Р., Юсупова М.А., Латипов С.У. Особенности административно-правовых отношений // Государство и правовая система в условиях информационного общества. Сборник научных статей. - 2022. - С. 42-44.
23. Стахов А. И. Административное право: учебник и практикум / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
24. Татаров Л. А. Административная деятельность в системе правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации // Журнал «Закон и право». – 2019. – С.64-68
25. Фролова Ю.А. Особенности административного правоотношения // Журнал «Юридическая наука в XXI веке». - 2018. - С. 18
26. Чмырев С.Н., Бохан А.П. Понятие и виды административно-правовых отношений // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности. Сборник научных статей. – 2019. – С.137-139